Cегодня
вторник,
23 октября
18:58

ДОКЛАД О деятельности общественного объединения потребителей в 2015 году

В 2015 году, нашему объединению исполнилось 25 лет. Оно является самым первым объединением на территории Астраханской области, дата зарождения которого декабрь 1990 года. Первая учредительная конференция проходила в актовом зале Астраханского центра стандартизации и метрологии (далее по тексту АЦСМ), при непосредственной поддержке его тогдашнего руководителя АЦСМ Корпусова В.Н и его сотрудников: Силантьевой Г.А, Костровой Л.И, Кучиной Т.И и др. Но именно , Корпусов В.Н,, предоставил нам первое помещение для работы нашей организации по адресу г. Астрахань,   по ул. Бехтерева,6, право безвозмездного пользования телефонами, но самое главное прошел весь путь по регистрации первого общественного объединения потребителей города и зарегистрировал его в Горисполкоме г. Астрахани в феврале 1991 года. Лишь в 1996 году власти города предоставили нам помещение на праве аренды в центре города по ул. Адмиралтейская, 43, где организация и находится на сегодняшний день.

Тогда то мы почувствовали и поддержку со стороны бизнеса: в лице руководителя областного управления торговли: Изюмченко В.И, управления торговли при администрации г. Астрахани: Смирнова Г.А, руководителя департамента торговли Пименовой Н.И и др, которые в начале приветствовали появления движения в городе, а потом поняли что зря. В то время, по крайней мере, в нашем городе и области, абсолютно никто не имел даже представления о потребительском движении в России, о том, как оно должно развиваться, о его основных приоритетах и задачах. Это был период дефицита промышленной группы товаров, и поддержка в его появлении со стороны населения была огромна. Движение было создано из очередей за дефицитным товаром: ковры, сложно - бытовая техника и т.д. Первая конференция проходила при полном зале участников, в лице жителей города в здании АЦСМ в декабре 1990 года.

Прошло почти 25 лет. Многое изменилось. Мы прожили и прошли не легкий путь его становления. В последствии нас государственные органы с легкой подачи бизнеса: прокуратура области, органы юстиции, суды ни раз подвергали нас проверкам на выживаемость, на стойкость. Появлению нашему они радовались тихо, а вот попытки их расправиться с нами, были настолько агрессивны, громко гласно с привлечением СМИ, что приходилось бороться не только за права потребителей, но и за право, чтобы выжить уже самим, биться в судах, доходя до Высшего арбитражного суда в г. Казани.

   После ликвидации дефицита товаров в стране, появлению возможности приобретения товаров в кредит, интерес к нашему движению со стороны горожан настолько остыл, что уже на очередные проводимые нами мероприятия, число их участников стало все меньше и меньше.

До настоящего времени Правительством РФ не исполняется  ст. 3 Закона РФ «О защите прав потребителей». В Вузах, в школах не введен курс по обучению населения основам потребительских знаний. В администрациях районов области ликвидированы, ранее существовавшие, так называемые отделы по защите прав потребителей. Само потребительское движение города и области находится на грани выживания, и вынуждено оказывать населению платные услуги, в противном случае у объединения потребителей нет средств на оплату аренды, за телефон, коммунальные услуги. Указанные объединения не включены в список социально значимых объединений, и не получают дотаций из бюджета.

В настоящее время кризис в стране коснулся и нашего объединения. Пришлось ограничить количество сотрудников, работающих на постоянной основе. В организации на 1 января 2015 года работает всего 4 человека: руководитель председатель Правления, помощник руководителя, бухгалтер на полставки и юрист. Сотрудники: помощник руководителя и юрист в настоящее время находятся в отпуске, в связи с рождением детей. Поэтому руководитель объединения одновременно, являясь по образованию юристом, помимо осуществления руководства объединением ведет дела в судах Астраханской области, в защиту потребителей, группы потребителей (неопределенного круга потребителей).

 
2.Направления деятельности АГОР «ОЗПП» в 2015 году
Направления деятельности объединения в 2015 году отражены в долгосрочной Программе « Знай и умей защищать свои права». Именно в соответствии с указанной Программой в период ее действия до 2016 года включительно и строится вся наша деятельность, поэтому основными направлениями в деятельности объединения являются:
 
2,1. Юридическая деятельность, оказание населению правовой помощи потребителям города. Услуги населению, если гражданин обратился непосредственно в приемную объединения, оказываются только на платной основе.
Эта деятельность является основной составляющей бюджета, как в доходной, так и расходной его частей.
 
2.1.1.Общее количество обращений потребителей в 2015 году составило - 662   чел, в том числе проведено независимых потребительских экспертиз качества товаров, работ, услуг - 92
 
2.1.2.По обращениям потребителей:

- дано консультаций (рекомендаций)  - 560, в том числе и в основном по телефону. При посещении гражданами «общественной приемной» (всего посетило общественную приемную в 2015 году 103 человек), Это говорит о том, что количество посетителей снизилось, у граждан нет средств, чтобы оплатить услуги. Поэтому в основном по телефону давались краткие консультации, рекомендации. При необходимости (при наличии желания потребителя) при посещении общественной приемной объединения, потребителям   составлялись претензии, направлялись запросы и т.д., оформлялись исковые заявления в суды, и при наличии желания потребителе велось в суде его дело с участием представителя нашего объединения, либо в его интересах.

Если проанализировать все обращения граждан, то

156 обращений граждан было на качество телефонов мобильной связи,

35 человек жаловались на качество принтеров, планшетных компьютеров,
66 обращений было на качество пищевой продукции, в основном это кондитерские изделия, хлебная продукция (обнаружение в хлебе посторонних предметов), молочная продукция, ранее ее скисание, колбасная продукция - низкое качество, не вкусная и т.д.
70 обращений было на качество бытовой техники (холодильники, сплит-системы, телевизоры, планшетные компьютеры мебель;
на качество товаров детского ассортимента и игрушки 16 обращений,

качество выполнение работ по строительному (бытовому подряду) в основном     это касалось качество строительного материала (кирпич, керамическая плитка, напольные покрытия и т.д., и монтажа изделий из ПВХ - 36 обращений,

по товарам надлежащего качества, который не подошел либо техническим характеристикам, по размеру и т.д.( сотовым телефонам, мебель, строительные материалы, обувь и одежда) - 37 обращения,
по качеству обслуживания в торговой сети и сети общепита (просроченная продукция, продукция без маркировки, грубость, обсчет, не предоставление информации о товаре, о продавце и т.д. - 45 обращения,

по качеству обуви - было 55 обращения.

по качеству верхней одежды -10 обращений

нарушение сроков передачи предварительно оплаченного товара - 5 чел;

по качеству автомобилей и запчастей -10 обращений;

финансовым услугам (не своевременное погашение кредита, отказ в предоставлении информации о полном кредите и т.д. - 5 чел.

Оставшиеся 14 обращений были по разным вопросам.

по трудоустройству, например, 2 обращения .
Заключались письменные Договора на одних условиях, фактически были другие;

по правильности начисления платежей по ЖКХ, например, 4 обращения по вопросам «платежи по ОДН за электроэнергию». Очень большие суммы;

по признанию права собственности на земельный участок - 1 чел;

по взиманию с населения дополнительных платежей за обслуживание лифтов в доме, как части общего имущества в доме, помимо вносимых платежей за обслуживание общего имущества в доме, утвержденных общим собранием собственников дома - 1 чел.
- по Осаго, по вопросу навязывания  страховать свою жизнь, при оформлении страховки на авто - 6 чел.
 
2.1.3.Сумма возмещенного ущерба по обращениям потребителей в 2015 г. - по обращениям граждан учет не ведем, это просто не возможно. Потребитель не обязан и не предоставляет в наш адрес результаты рассмотрения его обращения, если он осуществляет свою защиту самостоятельно. А вот по делам, которые вели мы, сумма возмещенного вреда составила  - почти 250 тысяч рублей; Количество обращений в суд, резко сократилось. Многие дела в суде, носили не имущественный характер.
 
2.1.4.Количество и сумма штрафов, взысканных судами в соответствии с п.6 ст. 13   Закона «О защите прав потребителей» в пользу объединения: дел - 1  дело, штрафов   2 500 рублей. Дело в том, что в 2015 году, АГОО «ОЗПП» не обращалось в суд в интересах конкретного потребителя. Было всего одно дело. До настоящего времени, например, по причине не своевременного исполнения судебного решения, и ненадлежащего качества работы сотрудников ФССП по Астраханкой области и г. Москве , нами не дополучено дохода на сумму более 50 тысяч рублей.

 

ВНИМАНИЕ: Количество граждан желающих себя защищать в суде, обращающихся в АГОО «ОЗПП» в 2015 году сократилось. Причины разные. Или граждане самостоятельно защищают свои права и это очень хорошо. Вторая причина, что адвокаты, из-за отсутствия клиентов по другим делам, стали брать дела в защиту прав потребителей, которые раньше считали не значительными. Третья причина, конкуренция, среди уже общественных объединений потребителей, работающих на территории области, которые берут и выполняют указанную работу.

В нашем городе таких объединений потребителей, вместе с нашей 18, при 600 тыс. чел проживающих, в городе это не плохо. И последняя причина, у людей нет достаточных денежных средств, для защиты своих прав. Соглашаются на неоднократные ремонты некачественных товаров. О том, что количество судебных исков в защиту прав потребителей сократилось, говорят даже судьи.

 
2.1.5. Дела в защиту неопределенного круга потребителей - завершено рассмотрение таких дел, которые перешли с 2014 года. Таких дел - всего 3. Предметом и основанием иска является результат проведенного общественного контроля хозяйствующего субъекта на предмет соблюдения им прав потребителей, в ходе которого были выявлены нарушения прав потребителей. Требования: признать действия противоправными, обязать их прекратить, обязать ответчика опубликовать Решение суда в СМИ или иным способом довести его до сведения потребителей и возместить судебные издержки и иные расходы, связанные с рассмотрением дела - это выставляемые требования в суде, в соответствии со спи 45,46 Закона РФ «О защите прав потребителей»   В 2015 году новые дела не направлялись, по причине того, что нам отказывают в возмещении судебных издержек по такой категории дел, после опубликования Обзора судебной практики ВСРФ.
 
Провести дело в суде стало не сложным, сложность в его исполнении. В настоящее время с исполнением такие трудности, что естественно не может отразиться на благосостоянии объединения. Данный факт подтверждается следующими данными:
Этой проблеме неоднократно посвящались встречи в СПРФ и КОНФОП, но увы, пока ситуация не меняется. В феврале 2015 года АГОО «ОЗПП» провела Семинар юристов РФ, которые работают в области защиты прав потребителей.
 
2.2. организация и проведение потребительских экспертиз качества товаров (промышленной группы) и услуг по договору подряда
Количество проведенных экспертиз - 102,   в том числе по качеству обуви - 67 экспертиз, одежды - 3 , мебель - 5,   качеству бытовой техники, в т.ч. сотовых телефонов - 27. Оплачивает экспертизы только заказчик. Бесплатно экспертизы не делаем. В пользу потребителя было дано заключений 85.
2.3. Просветительская деятельность распространение информации по защите прав потребителей,
 
3.1.Наличие собственного информационного издания (бюллетеня), вид, название, периодичность, тираж - Да есть собственный бюллетень «Мир Астраханского потребителя» Выходит раз в полгода, тираж снижен с 2-х тысяч до 300 штук. В 2015 году было издано 2 выпуска. В настоящее время выпуск приостановлен до 01.01.2017года, по причине нахождения главного редактора в отпуске по уходу за ребенком.
 
ВНИМАНИЕ: Если бы по искам в интересах потребителя суды исполняли ст. 13 п.6 Закона РФ «О защите прав потребителей» и присуждали штрафы, а по ст. 46 указанного закона, возмещались издержки, и при этом служба судебных приставов исполняла Решения судов - нам бы не пришлось снижать тираж бюллетеня.
 
3.2.  Постоянные разделы, рубрики в местных газетах, на радио, телевидении (где именно, периодичность, объем публикуемых материалов) -  в этом году проведено 3 радиопередачи на тему «ВАШЕ ПРАВО».
 
3.3.  Другое (чтение курса, составление программ обучения, лекции, распространение сборников, нормативных актов, потребительских изданий и др.) - нет
 
Основная доходная часть бюджета - это доход от собственной хозяйственной деятельности, от пожертвований и членских взносов.
Согласно сведений, доход от деятельности объединения в 2015 году, с учетом доходов от хозяйственной деятельности, членских взносов, пожертвований и иных источников составил около 600 тысяч рублей,
расходная часть составила   чуть более 540 тысяч рублей. После проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности объединения, доходная и расходные части будут уточнены.