Cегодня
пятница,
10 августа
01:55

ВОЛГОДОНСКИЕ ПИОНЕРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Двадцать лет назад, когда Волгодонская ассоциация потребителей начинала свою деятельность, наша страна стояла на пороге глобальных перемен. Политическая система страны находилась на грани кризиса, и, казалось, что сейчас не время и не место для новых идей. Однако, как показала практика, именно новые начинания, в том числе такие, как создание потребительского движения и явились залогом успешного развития государства в последующие десятилетия.

Изучая опыт зарубежья, мы пришли к выводу, что защита прав потребителей должна являться одним из приоритетных направлений развития экономики страны. К этому пониманию пришла и власть, которой нужно было опереться на общественный регулятор отношений между предпринимателями и потребителями, и ответственные бизнесмены, которые с помощью потребительского контроля смогли бы повышать качество предоставляемых товаров и услуг, их конкурентоспособность, и сами потребители, которые повсеместно нуждались в законодательном закреплении своих прав для полноценной защиты от недобросовестных предпринимателей.

 

На демократической волне

 

История современной ассоциации потребителей в Волгодонске начинается 10 мая 1990 года. В этот день была зарегистрирована местным Исполкомом народных депутатов первая на Юге России общественная организация потребителей - Волгодонской союз потребителей (ВСП), позже расширившийся до ассоциации. В апреле 1991 г. была создана Федерация обществ потребителей Юга России.

В конце 80-х на волне бурного общественного движения за справедливость выделились наиболее активные его участники, которые впоследствии приняли участие в становлении Союза потребителей: рабочий А. Иванченков, инженеры Н. Жилкин и Ф. Свинцицкий, преподаватель В. Трифанов, кооператор Н. Ковалев, специалист Госстандарта Г. Полуэктова, пенсионер И. Рыженко, экономист И. Резникова и другие.

Пришел в клуб «Демократическая перестройка» и рабочий Атоммаша Анатолий Долженко, в недалеком прошлом председатель народного контроля на местном мясокомбинате.


Из воспоминаний А. Н. Долженко: «Знаете, кто меня направил на этот путь? Нет, не догадаетесь. Это было… политбюро ЦК КПСС. В начале 1989 года «Правда» опубликовала проект закона СССР о качестве продукции и защите прав потребителей. Через несколько месяцев – сообщение с заседания политбюро по поводу этого закона, и слова какие: «трудовые коллективы и общественность с глубокой заинтересованностью отнеслись… с одобрением восприняли… важнейшая норма, имеющая принципиальное значение».

10 мая 1990 года состоялась учредительная конференция Волгодонского союза потребителей (ВСП). Эта дата считается днем рождения союза. Возглавил его, как вы уже наверняка догадались, Анатолий Долженко.

 

Этапы становления

 

Выжить, сохранить самостоятельность молодой организации помогло создание собственной материальной базы. Нашли нестандартные решения. Ну и, конечно, начали зарабатывать сами.

В числе первых было открыто независимое юридическое бюро, и здесь очень выручили квалифицированные юристы А. Опенько, Ю. Шевченко, Н. Федосеева. За умеренную плату они оказывали самые разные правовые услуги, потому что зачастую искать правоту приходилось через обращения в суд. Горожан привлекала простота процедуры: было достаточно обратиться в ВСП за помощью, а дальше юристы сами шли по следам некачественного товара, невыполненных обязательств, недобросовестного обслуживания. И так старались, что виновный, в конце концов, платил и издержки, и штраф.

Еще одно направление – правовые консультации, где речь шла о любом действии по защите прав. Как разрешить конфликт с предприятием торговли и бытового обслуживания, кому и как в определенных случаях предъявить иск, добиваться возмещения ущерба. Активисты ВСП стали проводить рейды на городских рынках и поначалу выявили удручающую картину: три четверти частников и кооперативов сбывали свою продукцию без намека на существование фирменного знака, слышать не слышали о товарных чеках.

Что это значит? Если покупка с браком, то некому предъявить претензии, никому ничего не докажешь. Выяснилось также, что эти нарушения не заботят практически никого: ни правоохранительные органы, ни финотдел горисполкома, ни тем более местную ассоциацию кооперативов. Тогда механизм контроля создали сами представители ВСП. Рейды стали систематическими, а в эти дни на рынке находились члены административной комиссии, которые на месте, оперативно принимали решения.

Не случайно первый  Мэр города, а ныне помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе В.Ф. Хижняков в интервью местной газете отметил, что контроль союза потребителей – особый, подлинно народный, в отличие от существовавшего прежде. К чести исполнительной власти, тогда они увидели в ВСП настоящего партнера, а их объединенные усилия дали весомый результат. Администрация города поддержала инициативу союза потребителей по раскрытию правонарушений во всех сферах жизнедеятельности города, в ценообразовании.

Поддержали союз потребителей и в таком важном деле, как борьба за поступление в город экологически чистой сельхозпродукции. Формально совхозы и колхозы должны были привозить на рынок яблоки, картофель и все прочее с сертификатами, удостоверяющими содержание нитратов не выше нормы. Но многие хозяйства к такому не привыкли, никто с них и не требовал. Такую порочную практику было не сломать рейдами и выборочными проверками, и тогда активисты ВСП пошли другим путем. Они привлекли к работе союза агрохимлабораторию местного агрообъединения. В последствии агролаборатория перешла «под крыло» ВСП и стала действовать как независимая хозрасчетная.

Агрохимлаборатория подтолкнула Анатолия Долженко к новой идее – создании под эгидой ВСП Ассоциации независимых потребительских экспертиз «Стандарт».В нее вошли специалисты Центра стандартизации и метрологии, санэпидемнадзора, лаборатории радиационного надзора дирекции Ростовской АЭС, бюро товарных экспертиз, ЦЗЛ ПО «Атоммаш» и другие.

Волгодонский союз потребителей создавался, что называется, на чисто самостоятельных началах, по воле самих горожан, гласно и демократично. Попытки как-то «приручить» председателя правления ВСП А.Н. Долженко не дали результата.

В ВСП же придерживались принципа конфедеративного построения: только горизонтальные связи, равные права и ответственность первичных организаций потребительского движения. То есть Союз в его истинном понимании, как добровольное объединение организаций. Правление ВСП выступает лишь как координатор, методический центр. Этот принцип лег в основу, когда на проходившей 19 апреля 1991 г. конференции была создана Федерация обществ потребителей Северо-Кавказского региона со штаб - квартирой в г. Волгодонске.

 

Международная поддержка

 

В мае 1992-го, а затем и в 1994 г. Волгодонск посетил координатор Всемирной консьюмерской организации (IOCU) по Центральной и Восточной Европе Аластер Макджорж. Он провел международные семинары по основам мирового потребительского движения, ознакомился с работой ВСП в рамках разработки помощи и поддержки развивающимся потребительским обществам Центральной и Восточной Европы. Макджорж заявил, что Волгодонск – уникальный город, и что здесь есть понимание властей, а это немаловажно. И более того. По его словам, ВСП продвинулся гораздо дальше всех организаций в государствах Прибалтики, Украины, России и Белоруссии.

А уже через несколько дней, в начале июня 1992 г., в Волгодонске встречали делегатов конгресса Международной конфедерации обществ потребителей. Инициаторами встречи выступили ВСП, администрация города, депутаты и другие заинтересованные структуры. Цель – изучение и обобщение опыта волгодонских защитников прав потребителей в деле реализации Закона «О защите прав потребителей». Именно тогда были заложены первые основы в становлении потребительского движения.

В июне 1993 г. Союз потребителей, реализуя образовательную функцию, открыл собственный центр образования, разместившийся на базе городского Дома науки и техники. Работу центра поддержал Государственный Комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Союз потребителей России и Международная КонфОП. За время работы центра в его стенах с 1993 г. по май 1996 г. прошли обучение свыше 400 человек из разных стран бывшего СССР и различных регионов России.

 

Стажировка в Америке

 

В ноябре 1994 г., после второй конференции Муждународной КонфОП в Волгодонске, Анатолий Долженко отправился по приглашению Корпуса Мира на стажировку по консьюмерству в США. Месячный курс обучения проводили преподаватели Американской высшей школы международного менеджмента «Тандерберд». Лекции чередовались практическими занятиями на предприятиях, некоммерческих организациях Better Business Bureaus в штате Аризона и г. Вашингтоне. встречами с интересными людьми: президентом BBB Джеймсом Бастом, директором Бюро стандартов Дженни Тетчер, директором правительственных грантов Маргарет Бреде, командой самого знаменитого человека в Америке, борющегося за права потребилей - Ральфа Нейдера. В конце 1995 г. Долженко по приглашению коллег вторично побывал в Штатах. Во время встречи с Джеймсом Бастом, возглавлявшим Центральный Совет Better Business Bureaus (BBB) США, разговор шел об опыте Волгодонска. Обеими сторонами был высказан ряд конструктивных предложений по дальнейшему развитию взаимоотношений организаций Бюро безупречного бизнеса и BBB США.

В Волгодонске адаптация американской идеи БББ нашла свое воплощение в Бизнес-Бюро. Его членами стали коллективные члены ВСП – производственные и торговые предприятия. Как мы писали выше, в положении Бизнес – Бюро значилось, что это структурное подразделение ВСП предоставляет услуги и программы в помощь потребителям и предпринимателям: постоянная «горячая линия» об ассортименте товаров и услуг, упорядочение рекламной деятельности, разрешение конфликтов между рядовыми горожанами и фирмами-участниками Бизнес – Бюро. Принцип деятельности Б*Б звучал: «защищать каждого потребителя, используя не карательные административные меры по отношению к предпринимателям, а добросовестное стремление самих предпринимателей улучшить собственную деятельность посредством саморегуляции, самоконтроля и повышения собственного престижа». Таким образом, идеи американского БББ вполне прижились в Волгодонске. Но по-настоящему саморегулируемым волгодонский бизнес стал после создания местного Бюро Безупречного Бизнеса.

Регистрация БББ стала возможной только в августе 1996 г., после принятия Правительством РФ Закона «О некоммерческих организациях». Бизнес-Бюро было реорганизовано в некоммерческую организацию «Бюро Безупречного Бизнеса», которое впоследствии ( в 1998 г.) переросло в Союз Бюро Безупречного бизнеса Юга России (СБББ ЮР). Так, бизнес, наконец, вышел из рядов защитников потребителей, а Волгодонская ассоциация потребителей – прямой наследник ВСП – совместно с Ростовским отделением Всероссийской Лиги защитников потребителей и администрации Волгодонска взяли на себя функцию наблюдателей.

В рамках СБББ ЮР принят Кодекс чести, который обязаны соблюдать все члены организации и один из принципов которого гласит: «Даже если потребитель не прав, все равно – он наш клиент, и поэтому заслуживает благодарности, внимания и поддержки». Все фирмы – члены СБББ ЮР обязались участвовать в системе досудебного решения споров. Союз стал играть роль и саморегулирующей организации, и делового клуба, и в определенной степени лоббирующей силы.

 

Коммунальная реформа

 

Волгодонск стал примером проведения коммунальной реформы: на ошибках наших властей учились другие регионы, достижения наших коммунальщиков были признаны на всероссийском уровне, общественная палата и органы местного самоуправления Волгодонска первыми указывали федеральным властям на недочеты нового Жилищного кодекса. Сам же процесс реформирования ЖКХ городу давался тяжело. Самым трудным, пожалуй, было разъяснить все тонкости нового Закона жителям города, которые не ждали от нововведений ничего хорошего. При главе города был создан Координационный совет, в который вошли представители общественных организаций, управляющих компаний города, юристы, депутаты и чиновники. Каждую неделю члены Совета собирались на обсуждение текущего хода работы с жителями, обсуждали наиболее частые вопросы, возникающие в ходе встреч с горожанами, рассматривали документацию управляющих компаний, составляли типовые договора на оказание услуг и др. После многочисленных разъяснений в прессе и личных встреч представителей власти с горожанами, колесо реформы закрутилось – жители начали понимать, что от них и только от них зависит судьба их собственности. В свою очередь общественность Волгодонска предложила свою помощь в разъяснении непонятных моментов в законодательстве, а также урегулировании возможных конфликтов.

Чтобы выправить ситуацию с реформированием ЖКХ и ввести ее в русло закона и общественного контроля Анатолий Долженко предложил в рамках деятельности Волгодонской общественной палаты провести тематический круглый стол.

Подписание в ходе круглого стола «Декларации принципов взаимодействия органов местного самоуправления, частного бизнеса и потребителей в коммунальной сфере» стало еще одним решающим шагом на пути реформирования жилищно-коммунальной структуры города.

 

ВАП за трехсторонние отношения

 

Сегодня Волгодонская Ассоциация потребителей ставит перед собой новые задачи – задачи, которые диктует время и изменение настроений в обществе. Повседневная деятельность Ассоциации, такая как консультирование потребителей, подготовка исков в суд, плановые проверки предприятий и организаций города и др. отработана до автоматизма.

И, как общественная организация, ВАП видит свою работу в достижении взаимосогласованных действий между бизнесом, властью и общественностью.

Одним из основных направлений деятельности ВАП в ближайшее время станет создание городских, региональных и федеральных программ, в рамках которых общественные организации смогут более эффективно представлять и защищать интересы граждан, как потребителей.

Анатолий Долженко

Журнал "Качественный продукт"

№ 49-50 июнь 2010г.