Cегодня
пятница,
20 июля
03:02

УЧЕТ РЕСУРСОВ В ЖКХ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ

Сократить энергоемкость отечественной экономики на 40% к 2020 году - одна из важнейших стратегических задач страны, поставленная Президентом Дмитрием Медведевым указом от 4.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». Для ее реализации необходимо создание новой системы управления энергоэффективностью и энергосбережением.

 

В условиях роста цен на энергоносители, перехода к полной оплате потребителями фактически потребленных услуг ресурсосбережение становится одним из важнейших направлений реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

26 мая 2010 года в Торгово-промышленной палате Ростовской области Издательским домом «Медиа Юг» проведен круглый стол на тему «Учет ресурсов в ЖКХ: перспективы и проблемы». В работе круглого стола приняли участие сотрудники министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, администраций нескольких муниципальных образований области, представители ресурсообеспечивающих (вода, тепло- и электроэнергия, газ) организаций областного и муниципального уровня, высших учебных заведений, областной и Ростовской, Новочеркасской городских ассоциаций товариществ собственников жилья, председатели ряда ТСЖ, руководители управляющих компаний.

На круглом столе обсуждены отдельные вопросы, связанные с реализацией Федерального закона от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также реализацией указа Президента России в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, принятого в мае текущего года.


В том числе: установка приборов учета (воды, тепловой и электрической энергии, газа) как способ определения фактического потенциала энергосбережения каждого объекта и региона в целом; финансовые механизмы, предлагаемые федеральным центром и администрацией области для перехода на 100% приборный учет ресурсов; решение проблем выбора приборного оборудования, технического обслуживания и утилизации узлов учета; внедрение беспроводной системы считывания показаний общедомовых приборов учета в г. Ростов-на-Дону; взаимоотношения между ресурсообеспечивающими кампаниями, ТСЖ, управляющими компаниями и непосредственными потребителями – жителями области.

Вел заседание круглого стола главный редактор ИД «Медиа Юг» Максим Федоров.

С основной информацией по рассматриваемой теме выступила начальник управления жилищной политики министерства жилищно-коммунального хозяйства области Марина Николаевна Положий.

В выступлении было отмечено, что показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности теперь учитываются при оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. В связи с чем данному виду деятельности будет уделяться повышенное внимание.

В соответствии с указанным Федеральным законом, до 1 июля 2010 года ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями должны быть подготовлены предложения для населения по установке приборов учета потребляемых ресурсов, а до 1 января 2012 года собственники жилых домов (за исключением отдельных), собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Реализовать данное указание не просто, в том числе в связи со значительными финансовыми затратами, необходимыми как для приобретения приборов учета, так и для переоборудования многих жилых домов и помещений в целях повышения их энергоэффективности.

Областная адресная программа «Поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) потребителям Ростовской области в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов в 2009 – 2011 годах», утвержденная постановлением Администрации Ростовской области от 08.04.2009г. № 159 (в редакции постановления от 04.03.2010г. №111), предусматривает в срок до 1 января 2012 года доведение оснащенности коллективными (общедомовыми) приборами учета многоквартирных домов, включенных в Программу и имеющих 16 и более квартир, до уровня 100 процентов.

На начало 2009 года жилищный фонд в Ростовской области насчитывал более 60 тысяч многоквартирных домов, в том числе порядка 45 тысяч одно- и двухэтажных, имеющих 2 – 8 квартир, и, в связи с техническими особенностями подведения к ним коммуникаций бытовых ресурсов, не требующих установки коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов. Сектор многоквартирного жилищного фонда, в котором установка общедомовых приборов учета потребления бытовых ресурсов являлась целесообразной, был представлен 14,5 тысячами домов (24 % от общего объема многоквартирного жилищного фонда области). Коллективные (общедомовые) приборы учета ресурсов были установлены более чем на 3 тысячах многоквартирных домов. Расчетно требовалась установка общедомовых приборов учета в количестве 30,5 тысяч единиц.

Программой предусмотрено установить к 2012 году 7,6 тысяч приборов по учету тепловой энергии, 2,6 тысяч – по учету горячей воды, 10,8 тысяч – по учету холодной воды, 9,5 тысяч – по учету электроэнергии, 27 – по учету газа.

Общий объем финансирования Программы определен в сумме 2,7 млрд. рублей. Из внебюджетных источников предполагается привлечь 2,1 млрд. рублей, в том числе: средства управляющих и обслуживающих организаций, ТСЖ, ЖСК, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов, собственников помещений в многоквартирном доме (потребителей) в сумме 0,96 млрд. рублей и средства лизинговых компаний в сумме 1,16 млрд. рублей.

Средства от экономии ресурсов запланировано направить на повышение качества оказания коммунальных услуг населению. Однако для полной реализации адресной программы предстоит решить целый ряд вопросов.

Так, проведенная ФГУ «Ростовский ЦСМ» совместно с сервисным центром ГАУ РО «Ростовоблстройзаказчик» работа по анализу состояния эксплуатируемых приборов узлов учета тепловой энергии (УУТЭ) показала, что около 70% приборов к завершению межповерочного интервала становятся практически неисправными, требуют технического обслуживания и ремонта. Перед пуском приборов в эксплуатацию должна быть выполнена их метрологическая аттестация для определения степени влияния внешних факторов на снижение точности измерений и признания узла учета коммерческим. У балансодержателей зачастую отсутствовали паспорта приборов, договоры на поверку приборов УУТЭ, не велся контроль за сроками проведения метрологической поверки, по данным приборного учета не проводился анализ эффективности работы инженерных систем. Отдельные установленные узлы были неисправны. В результате расчет за потребление производился по договорным величинам, как правило, превышающим фактическое потребление.

Предложено утвердить к установке на объектах ЖКХ приоритетные типы приборов, рекомендуемые рабочей группой при минпромэнерго Ростовской области, предоставить членам рабочей группы полномочия на проведение выборочных проверок технического состояния приборов учета энергоресурсов, установленных на объектах ЖКХ, установить единый порядок по организации метрологического обслуживания, настройке и ремонту приборов учета энергоресурсов для ЖКХ.

Однако только установка узлов учета не обеспечит энергоэффективности. Начальник службы наладки ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» Сергей Таболин пояснил, что учет свидетельствует только о факте потребления ресурсов, а для энергосбережения необходимо регулировать параметры потребления энергии, устанавливать стандарты, оснащать жилой фонд регуляторами потребления ресурсов с корректорами и т. д.

По подсчетам генерального директора ОАО «Коммунальщик Дона» Кеворка Багяна, обеспечение комплекса мер по энергоэффективности пятиэтажного панельного дома обойдется в 8-10 млн. рублей. А ведь Федеральный закон обязывает жильцов вкладывать собственные средства. Как убедить жителей области в необходимости данных затрат?

С интересными информацией и предложениями выступили председатель правления ТСЖ города Таганрога Василий Литвиненко, председатель правления ТСЖ «Дон» Галина Лазарева. Данные ТСЖ имеют опыт оснащения жилого фонда приборами учета водных, тепловых и энергетических ресурсов, кроме того опыт разбирательства с ресурсоснабжающими организациями, в том числе судебного. Для нормализации расчетов с потребителями Василий Литвиненко внес предложение обеспечить приборами учета все котельные области.

Директор ООО «Евротехнологии» Юрий Кузьмин отметил, что в области неудовлетворительно внедряется многотарифность при расчетах за потребленную энергию. Так, разница в дневных и ночных тарифах на территории области составляет 15%, в Краснодарском крае – 1,5 раза, в Москве – 4 раза.

Прозвучало на круглом столе и предложение создать в области жилищную прокуратуру, либо наделить соответствующими полномочиями жилищную инспекцию для контроля за работой энергообеспечивающих кампаний.

Представители администрации города Сальска поделились опытом автоматизации и ведения мониторинга учета энергоресурсов в муниципальном образовании.

Коллективные мнения по обсуждающимся вопросам товариществ собственников жилья высказали председатель Ростовской областной ассоциации ТСЖ Вальдемар Михайлов и председатель президиума ассоциации ТСЖ г.Ростова-на-Дону Сергей Атаманенко.

Участники дискуссии пришли к выводу: чтобы граждане изъявили желание инвестировать средства в энергосбережение, нужна грамотная информационная политика органов власти всех уровней.

На заседании круглого стола было внесено предложение о создании специального портала в сети Интернет, на котором размещалась бы вся информация, связанная с вопросами энергообеспечения и энергоэффективности.

Завершилось заседание внесением конкретных предложений по организации работ в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, кратко высказанных каждым из участников круглого стола. Все предложения будут отражены в резолюции круглого стола.

Наталья Пушкина

«Качественный продукт»

№49-50 2010г.