Cегодня
пятница,
26 октября
21:59

Ассоциация потребителей: через тернии – к юбилею

3 и 4 июня Волгодонское потребительское движение отметило свой юбилей, к которому была приурочена Южно-Российская конференция «О развитии комплексной системы защиты прав потребителей и институтов безупречного бизнеса через технологии нового общественного договора». Созданная в 1990 году на рубеже глобальных преобразований в России, городская Ассоциация потребителей по праву считается пионером в своей сфере. Вспоминая ее историю, можно только удивляться, сколько удалось сделать сначала союзу потребителей Волгодонска, потом – ассоциации, а теперь уже Федерации обществ потребителей (ФОП) Южного региона.

10 мая 1990 года городской исполком под руководством Николая Плыгунова зарегистрировал первую на юге нашей страны общественную потребительскую организацию. Эта дата считается днем рождения ВАП, которую возглавил Анатолий Долженко, ставший впоследствии бессменным лидером нашего потребительского движения. Потребители стали бороться с хаосом, царившим в те времена в торговле, которая слышать не слышала о сертификатах, товарных чеках и вообще о правах потребителей.

Движение развивалось и крепло, да так, что координатор Всемироной консьюмерской организации по Центральной и Восточной Европе Аластер Макджордж, дважды посетивший Волгодонск, отметил, что наш ВСП продвинулся гораздо дальше подобных организаций в России, Украине, Белоруссии, Прибалтике. Дважды Волгодонск встречал делегатов конгресса Международной конфедерации обществ потребителей по изучению и обобщению опыта волгодонских защитников прав потребителей. А затем сам Анатолий Долженко по приглашению Корпуса Мира отправился на стажировку в Америку для знакомства в опытом тамошних консьюмерских организаций.

В Волгодонске американский опыт нашел свое воплощение в Бизнес-Бюро – структурном подразделении ВАП. Но по-настоящему саморегулируемым волгодонский бизнес стал после создания местного Бюро Безупречного Бизнеса (БББ). В его рамках был принят кодекс чести, один из принципов которого: «Даже если потребитель не прав, все равно – он наш клиент, и поэтому заслуживает благодарности, внимания и поддержки». А сегодня, помимо БББ, в Волгодонске создан Клуб добросовестного  бизнеса, куда вошли предприятия разных форм собственности и направлений деятельности. Все они – обладатели знаков «Волгодонское качество», «Донское качество» либо «Южно-российское качество» и сертификатов высокой потребительской оценки.

Ассоциация потребителей, пройдя двадцатилетний путь, ставит перед собой новые задачи. Она давно не ограничивает свою деятельность проблемами взаимоотношений потребителей и бизнеса в торговле и сфере бытовых услуг. Коммунальная реформа стала одним из самых обсуждаемых в последнее время вопросов. И первая Южно-Российская конференция, которое потребительское движение организовало в Волгодонске, была посвящена именно коммунальным проблемам. Кроме того, был проведен круглый стол, в ходе которого увидела свет «Декларация принципов взаимодействия органов местного самоуправления, частного бизнеса и потребителей в коммунальной сфере».

Вторая конференция, состоявшаяся в юбилейные дни потребительского движения, рассматривала проблемы взаимоотношений между властью, бизнесом и общественностью, ведь именно в достижении согласованности действий всех трех сторон ФОП Южного региона видит свою работу сегодня. Конференция была весьма представительной. Кроме представителей потребительских движений Ставрополя, Астрахани, Новороссийска, Волгограда, Элисты и даже Магнитогорска, в мероприятии участвовали и высокие персоны: Павел Субботин, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы, Михаил Соловьев, главный государственный санитарный врач по Ростовской области, Михаил Скляров, советник полномочного представителя президента в ЮФО, Ольга Горбанева, заместитель министра сельского хозяйства Дона и многие другие.

Во время пленарного заседания и круглого стола обсуждалось немало проблем, волнующих сегодня как властные структуры, так и бизнес, и общественные и государственные организации по защите прав потребителей. Как обеспечить эту защиту в тех сферах услуг, которые сегодня волнуют население – банковская деятельность, туристический бизнес и т. п.? Как пройти по тонкой грани – заставить бизнес соблюдать законы и в то же время не «кошмарить» его? Как бороться с потребительским терроризмом? Вопросов немало, но самая главная задача, вокруг которой должны сплотиться все: потребители должны получать абсолютно безопасные товары и услуги (к сожалению, пока до идеала далеко).

Помимо конференции, Ассоциация потребителей отметила свой день рождения прекрасным концертом в ДК им. Курчатова. Памятные юбилейные медали получили все, кто причастен к потребительскому движению, кто помогает ему продвигать свои идеи в жизнь. И этот список награжденных оказался весьма немалым.

 

Оксана КОЛЕСОВА

Газета «Волгодонская правда»

№ 80-81 от 15 июня 2010г.