Cегодня
понедельник,
11 июня
23:36

Это соглашение стало результатом почти 20-летней работы. СРАБОТАНО НЕ ЗРЯ.

Депутат Анатолий Долженко в интересах потребителей строит отношения с властью и бизнесом по новым технологиям.

В конце апреля в Волгодонске произошло событие, кото­рое может самым радикальным образом изменить взаи­моотношения горожан, власти и бизнеса. По инициативе неугомонного Анатолия Долженко, депутата городской Думы и защитника прав потребителей Юга России, подпи­сано соглашение «О взаимодействии органов местного са­моуправления, бизнеса и гражданских организаций в сфе­ре производства и реализации продукции и услуг местных производителей» с использованием технологий нового общественного договора. Хотя, надо с сожалением признать, подавляющая часть жителей вряд ли обратила внимание на этот знаменательный факт. Но те, кто занимается полити­кой и понимает, как важно вовремя поддержать хорошую идею, постарались и поспособствовать, и поучаствовать. Например, городское и региональное отделения «Единой России», под патронажем которых проходил круглый стол.

Среди представителей власти и бизнеса реакция была неоднозначная. Ана­толия Николаевича в оче­редной раз упрекали в же­лании «подмять под себя», «заставить на себя рабо­тать» и так далее. В какой-то мере упреки справедливы, как справедливо и есте­ственно желание лидера потребителей получить до­полнительные точки опоры и заручиться поддержкой власти. Нельзя сказать, что мэр и депутаты легко со­гласились на поддержку инициативы Анатолия Ни­колаевича. Возможно, он не­даром начал агитационную работу с создания Клуба добросовестного бизнеса и подписания соглашения с Региональной партийной организацией единороссов. Но в результате дело сдела­но. Соглашение подписали мэр и председатель Волго­донской городской Думы. Подставив плечо Долженко, они тем самым взяли на себя ответственность за судьбу его инициативы. В тексте этого документа мно­го декларативных момен­тов, но совершенно внятно прописана главная цель - консолидировать усилия власти, бизнеса и граждан­ских организаций, защищая право потребителей на то­вары и услуги с наилучшим соотношением цены и каче­ства. Все стороны признали, что идеальным вариантом станет наиболее широкое предложение товаров и услуг местных производи­телей.

Это соглашение стало результатом почти двадцатилетней работы, - рас­сказывает Анатолий Никола­евич. - У нас еще не было цели подписать такой документ, но мы уже выстраивали от­ношения с предпринимате­лями, с органами власти в но мы уже выстраивали от­ношения с предпринимате­лями, с органами власти в рамках соответствующих ежегодных городских про­грамм. И надо прямо сказать, что не всегда власть была рада этому. Если что у нас не получалось, а интересы по­требителей грубо наруша­лись, мы смело выходили на митинги, вручали «тормоз­ные башмаки» инертным чиновникам, инициировали создание организаций добро­совестного бизнеса, создава­ли систему сравнительных исследований и досудебного разрешения конфликтов между потребителями, про­изводителями и продавцами товаров и услуг. Вначале на нас смотрели как на выско­чек, которые путаются под ногами у серьезных людей. Чего греха таить - мы ино­гда не находили понимания даже у судебной власти. И прежде всего потому, что де­кларируемая государством и обеспеченная законода­тельством защита прав потребителей не имела на­работанных судебных пре­цедентов. Но вода камень точит - постепенно ситуа­ция изменилась.

Одним из последних гром­ких судебных процессов по защите прав волгодонцев стало рассмотрение иска ассоциации потребителей к поставщику горячей воды -ТГК-8. Иск ВАП подала год на­зад. К этому времени органи­зация зарекомендовала себя как опытный и успешный участник судебных разбира­тельств, но победить монопо­листа, которому по средствам услуги лучших юристов и экс­пертов практически любых научно-исследовательских институтов, такое бывает не каждый день. Наверное, это случилось впервые в России.

Городская власть поста­ралась дистанцироваться от Анатолия Долженко в борьбе с ТГК-8. Возможно, его побе­да помогла руководителям Думы и администрации сде­лать правильные выводы на будущее.

Очень важно приучить (а вернее, заставить) нашу не очень поворотливую власть всякий раз исходить в своих действиях из интересов граждан и защищать эти интересы везде, где они нарушаются или могут быть нарушены. Анатолий Долженко старает­ся делать это на городском и южно-российском уровне, добиваясь поддержки и вла­сти, и бизнеса. У него получа­ется консолидировать всех.

О необходимости под­держивать местных произ­водителей у нас твердят все и везде - от президента и правительства до мэра само­го маленького российского городка. Но покажите, где су­мели что-то реально сделать? В Волгодонске, как и везде, за последние годы крупные торговые сети существенно потеснили не только мелких продавцов, но и местных производителей, отказыва­ясь брать у них продукцию, а точнее, выдвигая такие усло­вия, которые наши предпри­ниматели заведомо не могли выполнить. А с теми, кому удавалось все-таки войти со своим товаром в супермарке­ты, сети месяцами не распла­чивались за реализованные хлеб и молоко. Так вот, пока готовился круглый стол, «Маг­нит» и «Радеж» практически рассчитались по долгам мест­ным предпринимателям.

- Даже если бы это был единственный результат. - смеется Анатолий Николае­вич, - я бы считал, что мы сработали не зря. Но пред­ставители сети магази­нов «Магнит» тоже под­писали наше соглашение. А это одна из крупнейших се­тей в России! То есть мы су­мели получить не только единовременный резуль­тат, но и договориться на будущее по стратегиче­ским моментам.

Теперь впереди большая и кропотливая работа над реа­лизацией подписанного со­глашения. Каждой из сторон, подписавшей соглашение, надо не только разработать мероприятия, в которых от­разить конкретных лиц, от­ветственных за их реализа­цию, но и подготовить отчеты к осеннему круглому столу по их исполнению. Городская власть взяла на себя обяза­тельство размещать муници­пальные заказы на городских предприятиях. Больше про­водить ярмарок и выставок-продаж местной продукции. Создавать благоприятные условия для предпринима­тельской деятельности, спо­собствовать преодолению административных барье­ров. Бизнес, со своей сторо­ны, обязался производить и реализовывать качественную и безопасную продукцию. Своевременно производить расчеты за поставленную продукцию. Предоставлять потребителям достоверную информацию о составе, сро­ках годности и условиях ее хранения. Не доводя до суда, удовлетворять обоснован­ные претензии потребите­лей к качеству продукции и услуг. Найдется работа и общественным объединени­ям потребителей: выявлять высококачественные товары и информировать об этом на­селение, помогать потребителям в решении проблем.

- Волгодонская ассоциа­ция потребителей всегда готова поддерживать добросовестный   бизнес, - продолжает рассказ Ана­толий Николаевич. - У нас уже есть горький опыт, когда мы активно начали работать по реализации договоренностей между властью, бизнесом и граж­данскими организациями по реформированию ЖКХ. Реформа в Волгодонске была инициирована город­ской властью, заинтере­сованной в том, чтобы переложить на бизнес и жителей заботу о жилом фонде. Общественные ор­ганизации поддержали ад­министрацию города, наде­ясь, что реформа приведет к развитию территори­ального самоуправления. Но этого не произошло. В результате горожане ока­зались не готовы к своей новой роли коллективных собственников многоквар­тирных домов, а настоя­щей конкуренции в бизнесе тоже не получилось. Сейчас мы стараемся исправить ситуацию, власть тоже осознала свои ошибки, но проблем в реформирова­нии городского ЖКХ еще очень много.

Мы планируем обсудить их на очередном круглом столе, который, кстати, состоится в ближайшее время, причем по инициа­тиве не только Клуба до­бросовестного бизнеса и общественной палаты, но и администрации города.

Сегодня, надо признать, именно с защиты интересов потребителей, с осознания горожанами своих прав и готовности бороться за них в Волгодонске началось формирование граждан­ского общества. Анатолий Долженко первым усадил за стол переговоров пред­ставителей власти и обще­ственных организаций, по­том за ним нашлось место и для бизнеса, и сейчас уже никого не удивляет участие первых лиц города в засе­даниях общественной па­латы или в работе круглых столов и переговорных площадок. Все обсуждения обязательно заканчиваются подписанием соглашений и мероприятиями по их реа­лизации. Городские власти, общественность и бизнес получают задания «на дом».

 

Газета «Волгодонская Правда»

2 июня 2009 г. №№ 81-82 (12609-12610)