Cегодня
суббота,
14 июля
10:43

Одна цель

Примирить потребителей и предпринимателей решили организаторы Южно-Российской конференции «О развитии комплексной системы защиты прав потребителей и институтов добросовестного бизнеса». В ней приняли участие сотрудники  Роспотребнадзора, представители общественных организаций и местного бизнеса.

Сделать это они решили через новый общественный договор о сотрудничестве между тремя основными игроками на этом правовом поле. Власти заинтересованы в развитии бизнеса как основного налогоплательщика, потребителям нужно качество и доступность товаров и услуг, а производителям необходимо, чтобы их прекратили «кошмарить» с обеих сторон.

— Качество товаров и услуг — это «головная боль» не только покупателей. Это конкуренция среди бизнесменов: соперничать с нечестным дельцом сложно, — признался Алексей Фирсов, президент волгодонского «Клуба добросовестного бизнеса».— Но если мы не будем смотреть за качеством своих товаров, на это обратит внимание потребитель. А в случае конфликта мы сами теряем время и прибыль.

Скорее всего,  в привычной аббревиатуре «ЗПП» для жителей Ростовской области, первых в России опробовавших областную программу по защите прав потребителей, вскоре прибавится еще одна буква «П» — предприниматели. В обмен на гарантию качества и добросовестность бизнесмены также требуют защиты. «Потребительский экстремизм» сегодня стал обратной стороной повышения грамотности населения. Грань, разделяющая защиту своих прав от откровенного шантажа, сейчас очень тонкая.

— Типичный пример: покупатель три месяца требует исправить не понравившиеся ему мелочи, а потом вкатывает иск за просрочку выполнения заказа, — жаловались бизнесмены на «круглом столе»  конференции. — Мы работаем на свое честное имя, стараемся. А наши же покупатели нас и «топят»! Это отбивает охоту работать по закону у производителя и компрометирует всех правозащитников.

При всех словах об общих целях у потребителя и добросовестного бизнеса интересы зачастую расходятся: конфликтов вряд ли получится избежать. Между тем главным признаком эффективности системы защиты прав потребителей считается возможность быстрого разрешения таких проблем. Причем административное или судебное вмешательство должно быть скорее исключением, чем правилом. В судах, как правило, никто не заинтересован: для обычного человека это потеря времени, для фирмы — честного имени.

— Любим ли мы власть или защитников прав потребителей? Разумеется, нет. Мы обязаны их не любить, а с ними сотрудничать, — откровенно признается Владимир Шаповалов, председатель НП «Союз работников торговли». —  Мы не белые и пушистые, а зубастые и вооружены юристами, но не хотим войны. Договориться очень сложно, но надо же как-то сосуществовать?

Установить взаимопонимание между участниками потребительских отношений присутствующие на конференции призвали государство. И не только с помощью законов. Большую роль в существовании общественного объединения, будь то защитники прав потребителей или предприниматели, играют местные власти. Там, где возникает противостояние, например, в Шахтах, эти общества заглохли. А вот в Волгодонске, самом молодом городе нашей области, при поддержке мэрии и городской Думы регулируют потребительские взаимоотношения более 30 фирм добросовестного  бизнеса и десяти общественных организаций юга России.  Конференция созывалась в первую очередь для обмена опытом между представителями правозащитных организаций и бизнеса из Ростовской области и других территорий Юга России. Но приехали в основном сотрудники местных управлений Роспотребнадзора —  представителей бизнеса и власти из других территорий практически не было.

— К сожалению, не все осознают необходимость такого сотрудничества, — рассказал  организатор конференции Анатолий Долженко, президент МСОО «Федерация обществ потребителей Южного региона». — В некоторых областях, например, в соседней с нами Калмыкии потребительское движение только создается. Хотя особенно во время кризиса нам нужно не бороться друг с другом, а быть заодно: помочь честным предпринимателям вытеснить с рынков зарвавшихся монополистов и остаться на плаву. В Ростовской области такой опыт есть. Теперь наша цель — установить «перемирие» между потребителями и бизнесменами и в других регионах. 

Людмила Мельникова

Газета «Наше время»

 №192-193 от 10 июня 2010г.