Cегодня
четверг,
29 ноября
19:45

Резиновая коммуналка

Можно ли сдержать рост жилищных тарифов

точка зрения

Петр Шелищ, председатель Союза потребителей России

 

Резкий рост квартплаты в январе этого года вызвал недовольство населения. Последовало предписание: ограничить увеличение тарифов общефедеральной планкой в 25 процентов, не больше. Власть вынуждена была применить режим ручного управления. Это говорит о том, что сам механизм отношений между гражданами, предприятиями ЖКХ и муниципальной властью нуждается в модернизации и настройке.

Судя по результатам опросов, ежегодно проводимых Союзом потребителей России, большинство граждан считает ЖКХ сферой, требующей наибольшего внимания муниципальных и региональных властей. Причина - уникальное сочетание высокой стоимости и низкого качества услуг в отрасли плюс уязвимое положение потребителей, которые не могут проконтролировать обоснованность тарифов.

В 2001 - 2008 годах денежные доходы и, соответственно, потребительские расходы населения (без учета самых богатых) ежегодно росли в среднем на 22,5 процента при среднегодовом значении индекса потребительских цен 13 процентов. Эта "вилка" позволила власти довольно безболезненно, без заметных проявлений недовольства граждан, поднимать стоимость услуг жилищно-коммунального хозяйства опережающими темпами (в среднем 28 процентов в год).

Основными выгодополучателями при этом стали региональные и местные коммунальщики: если посмотреть структуру квартплаты, доля расходов на содержание и ремонт жилья, электроэнергию и газ, поставляемые федеральными монополиями, в семейном бюджете изменилась незначительно. А вот расходы на отопление, холодную и горячую воду и канализацию, то есть ресурсы, поставляемые местными монополистами, за первую половину десятилетия выросли почти в 2,5 раза.

Тем не менее, благодаря тому, что законодательно были введены гарантии компенсации государством чрезмерных расходов семей на потребление услуг ЖКХ, серьезных социальных осложнений удалось избежать.

Но сейчас ситуация изменилась. Экономический кризис остановил рост доходов населения, но не умерил аппетиты монополий. И в это же самое время региональные и местные власти, до того дотировавшие коммуналку и тем самым сдерживавшие рост тарифов, из центра фактически призвали прекратить такие вливания и поднимать платежи населения. Бездотационность работы коммунальных предприятий стала обязательным условием получения федерального финансирования реновации жилищного фонда.

Нам объясняют: рост тарифов неизбежен, потому что основные фонды коммунальной отрасли крайне изношены, их надо срочно обновлять. Рентабельность же в отрасли низкая, значит, иных источников средств на ее восстановление, кроме денег потребителей, нет.

Давайте все же посчитаем. Степень износа основных фондов в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, составлявшая в 2008 году 52,7 процента, не отличается от того же показателя для добывающих отраслей (53,4) и не столь уж сильно превосходит этот показатель для обрабатывающих производств (46,0).

Средняя рентабельность коммуналки в 2003 - 2008 годах составила 5,2 процента, рентабельность активов - 2,6 процента. Это весьма близко к аналогичным показателям в строительстве, автомобилестроении, розничной торговле, образовании и здравоохранении. К тому же статистика говорит, что в 2009 году прибыль в ЖКХ, в отличие от перечисленных выше отраслей, увеличилась вдвое по сравнению с предыдущим годом. Значит, рентабельность выросла и теперь отрасль вполне может быть привлекательной для частных инвесторов.

Что касается "тарифной дисциплины" регионов и муниципалитетов, то в базовом Законе "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" есть прямые нормы, позволяющие с 30 декабря 2008 года регионам без согласования с ФСТ превышать установленные ею предельные уровни тарифов на электроэнергию, включая в них инвестиционную составляющую. С тепловой энергией еще проще: с 1 января 2009 года действует норма статьи 6 того же закона, согласно которой превышение тарифов даже не надо "обосновывать" инвестиционной программой.

Между тем и в прошлом году тарифы росли стремительно - на 19,6 процента (потребительские цены в целом - на 8,8 процента). Получается, цены, установленные государством, растут в разы быстрее цен, сформированных рынком.

Значит ли это, что лучше вообще отказаться от госрегулирования тарифов естественных монополий? Ни в коем случае! Но бюрократический механизм должен быть кардинально изменен. Несколько лет назад в США я имел возможность ознакомиться с работой Энергетической комиссии штата Калифорния. Там она состояла не из чиновников, как у нас, а из авторитетных отставных профессоров, депутатов, профсоюзных и иных общественных деятелей, и принимаемые ими решения, в том числе по тарифам, открыто обсуждались в процессе подготовки. Это не гарантирует от ошибки, но ответственность за такую ошибку общество признает своей, а не исключительно местной власти.

Публичность принятия решений о тарифной политике и конкретных тарифах и нормах - необходимое, но далеко не достаточное условие гармонизации отношений граждан и ЖКХ. Нужна конкретная программа действий.

Прежде всего необходимо на самом деле гарантировать получение жилищных компенсаций всеми семьями с низким доходом. Поскольку компенсации платятся за счет бюджета, возможный рост таких выплат заставит местные власти трижды подумать, прежде чем поднимать тарифы. Причем будет справедливо, если для оформления компенсации гражданину достаточно будет подать в свою управляющую компанию заявление с указанием о составе семьи и доходах семьи и не мучиться сбором огромного числа справок. Проверку же этих данных можно возложить на орган местного самоуправления.

Во-вторых, надо, наконец, завершить эпопею с установкой счетчиков. Это прекратит манипуляции поставщиков тепла, воды и газа с нормами потребления (благодаря которым наши платежи растут и без повышения тарифов) и позволит дифференцировать тарифы в зависимости от объема потребления. Чтобы оперативно решить эту задачу, надо переложить расходы по такой установке с населения на ресурсоснабжающие организации. Для этого в типовом договоре на поставку их ресурса гражданину можно указать, что если за год ему не поставят счетчик, то норма потребления будет для него снижена.

Наконец, было бы не лишне дифференцировать плату в зависимости от потребления коммунальных услуг. Один тариф установить для социальной нормы потребления, а другой - на потребление сверх социального минимума. Именно плата за счет более высокого потребления и должна идти на инвестиционные потребности коммунальных предприятий.

Тем временем

Минрегион подготовил изменения в Жилищный кодекс и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Новый порядок закрепляет начисление квартплаты исключительно с использованием приборов учета, причем буквально на все: электричество, воду, тепло, газ. Такая мера, как считают в министерстве, восстановит справедливость: граждане будут платить только за реальное количество потребленных услуг ЖКХ. Соответствующие поправки сейчас находятся на рассмотрении в Госдуме.

Подготовила Нина Егоршева

 

Источник Российская газета