Cегодня
четверг,
01 ноября
15:52

Есть мнение

11 ноября Всемирный день качества Бурятия отметила, как и все прогрессивное человечество. Инициатором введения этого «красного дня календаря» стала Европейская организация качества (ЕОК) при поддержке ООН в 1990 году.

Для Бурятии, находящейся на переднем крае борьбы (большей частью безуспешной) с валом некачественного китайского ширпотреба (не считая собственных «предприимчивых» махинаторов), этот день имеет чрезвычайное значение.

День есть, а качества – нет

Всемирный день качества призван повысить значение высококачественных товаров и услуг, а также активизировать деятельность, направленную на привлечение внимания к проблемам качества. Однако в последние годы о предоставлении качественных товаров и услуг нам приходится только мечтать. В советские времена такого дня не было, а о качестве товаров и услуг можно было не беспокоиться.

Каким образом контролируется качество товаров и услуг сегодня, «Новая Бурятия» выяснила у президента Бурятской ассоциации защиты прав потребителей Анны Зурбановой.

- К сожалению, система госконтроля и надзора в последние годы значительно снизила свою эффективность. Если до 2000 года некачественные товары и услуги составляли около 40% нашего товаропотребления, то сейчас, по приблизительным подсчетам, более 60%. Практически потребитель остался один на один с недобросовестными предпринимателями. Ему остается защищать свои интересы только в судебных инстанциях. Наказать предпринимателей теперь можно только рублем, – говорит г-жа Зурбанова.

Лет двадцать назад мы и не подозревали, что будем страдать от продуктового изобилия! Но огромный и красивый ассортимент еды все больше утрачивает вкус. В продуктах все меньше натуральных компонентов и все больше заменителей, которые призваны скрыть всевозможные ароматизаторы, красители, усилители вкуса и т.п. Мы потеряли ряд продуктов, от которых остались лишь воспоминания и товарные наименования.

Хлеб крошится под ножом, шоколад напоминает пластилин, 90% мороженого сильно отличается от того пломбира из детства. Оно тогда вполне отвечало описаниям из толковых словарей: «замороженный сладкий продукт из молока, сливок, масла, сахара, соков, ягод с добавлением вкусовых и ароматических веществ». А теперь посмотрите на упаковку того, что продают сегодня: «молочный жир, пальмовый жир, альгинат натрия, камедь гуаровая, ароматизатор, идентичный натуральному…».

И поделать с этим ничего нельзя, поскольку контроль за качеством продукции со стороны госструктур фактически ликвидирован. Сейчас проверяется исключительно санитарно-гигиеническое состояние товаров. Люди не отравились и ладно. А каково на вкус то, что они съели, дело десятое.

То же можно сказать и о промышленной группе товаров и качестве оказываемых услуг.

- Вы знаете, что в соответствии с федеральным законом теперь коммерческие структуры Роспотребнадзор может проверять только раз в три года. Внеплановые проверки допустимы только по жалобам населения. Предполагается, что этот закон будет способствовать развитию малого бизнеса, но проблема в том, что у нас очень много недобросовестных предпринимателей, которых стало трудно поймать за руку, – говорит Анна Зурбанова.

А ассоциация против…

В помощь потребителям в борьбе за свои права в 2002 году была создана Бурятская ассоциация защиты прав потребителей. Анна Зурбанова стояла у истоков ее создания и руководит ею с 2005 года. До этого она руководила Управлением госторгинспекции вплоть до ее слияния с санэпиднадзором, в результате чего образовался Роспотребнадзор.

- В процессе контрольной деятельности мы сталкивались с проблемой, как доказать вину того или иного продавца и защитить потребителей. Когда дело доходило до суда, обязательно требовалось заключение независимой экспертизы. Но до 2002 года никто не занимался независимой экспертизой. Мы стали пионерами в этом деле. И сейчас мы единственная организация в республике, которая проводит независимую экспертизу, – рассказала г-жа Зурбанова.

В защите прав потребителей, проведении консультаций и представлении их интересов перед органами исполнительной власти участвуют и другие организации, в первую очередь Роспотребнадзор. Но прерогатива независимой экспертизы принадлежит только общественным организациям. Роспотребнадзор не наделен полномочиями ее проведения, а ведь в глазах судей независимая экспертиза обладает большим весом.

К сожалению, ассоциация не может проводить экспертизу продуктов. Для этого требуется специальная лаборатория, однако провести исследование качества одежды, обуви, галантерейных товаров, бытовой техники, мебели, компьютеров и т.д. ее специалисты могут на весьма высоком уровне. Как правило, экспертиза товаров и оказанных услуг платная. Но сотрудники ассоциации безвозмездно консультируют и помогают советами всем, кто обращается по вопросам качества.

Анна Зурбанова рассказала, что в год к ним обращаются до 2 тыс. человек по самым разнообразным поводам. И в 90% случаев потребители выигрывают судебные разбирательства.

- Недавно к нам пришла женщина, которая купила бобровую шубу. Обычно их носят годами, а у нее уже через месяц рукава обтрепались, низ побился. Продавец согласился с претензией, забрал шубу и пообещал поменять на норковую, но в течение года ни деньги, ни шубу не вернул. Я считаю, нужно наказывать нерадивых предпринимателей, – отметила Анна Григорьевна.

Согласно закону, в течение 7 суток продавец должен был заменить бракованный товар на такой же. На другой товар – в течение 30 суток. Теперь потребитель подает иск не на 35 тыс. рублей, сколько стоила шуба, а на все 108 тыс. рублей. За каждый просроченный день начисляется 1% в день от стоимости товара. Плюс моральный ущерб за нервотрепку.

Больные места

С наступлением зимы участились обращения граждан по поводу качества установки евроокон, остекления балконов и прочих строительно-отделочныхфирм-однодневок. Все газеты пестрят объявлениями об их услугах. Такие предприниматели часто работают на дому, не имея ни офисов, ни стационарных телефонов, если звонит клиент, они выезжают на дом. работ. На рынке появилось очень много

Но часто в своих бедах виноваты сами потребители. «Наш бедный, безграмотный потребитель платит деньги без всяких документальных подтверждений, – сообщила Анна Григорьевна. – В результате предприниматель выполняет свою работу и умывает руки. Ни договоров, ни квитанций. А нет документов – нет обязательств. Одна из наших клиенток меняла трубы и оплатила 27 тыс. рублей без договора, без расписки. Но даже здесь мы стараемся помочь. Людей жалко».

Вопиющий случай с установкой электросчетчиков. Потребитель заплатил 7 тыс. рублей, но на регистрацию счетчик так и не поставили. Договор он заключил, но подписал, не глядя. Впоследствии оказалось, что договор был на ремонт квартиры.

С началом этого отопительного сезона участились и случаи предъявления претензий к работе ЖКХ. Две крупные жалобы поступили по поводу обрушения потолков. В результате попадания осадков на кровлю побитый шифер намокает, шлак и балки гниют. Из-за этого в одной из квартир обвалилась штукатурка, да так, что разбила стиральную машину. Этот дефект относится к критическим, так как опасен для жизни и здоровья. Его надо устранять незамедлительно. И Ассоциация защиты прав потребителей сейчас работает над этими случаями.

- Много обращений по поводу некачественно оказанных медицинских услуг, по неправильно поставленным диагнозам. Например, к нам обратилась женщина, ребенку которой физиотерапию делали вместо положенных 5 минут целых 15. В этом случае нашим специалистам провести экспертизу затруднительно. Однако и здесь мы стараемся помочь. Подсказать, что делать и куда обращаться, – говорит Анна Зурбанова.

Сейчас Бурятская ассоциация потребителей работает на общественных началах и энтузиазме сотрудников. Хотя их деятельность требует финансовых затрат. Согласно последним изменениям в законодательстве, власти теперь имеют право оказывать финансовую поддержку социально значимым общественным организациям. А это как раз тот самый случай, когда социальная значимость общественной организации налицо.

Юлия Мисюркеева

Независимая газета «Новая Бурятия»