Cегодня
вторник,
08 мая
14:10

Решение конференции

Решение

Южно - Российской конференции «О развитии

комплексной системы защиты прав потребителей и

институтов добросовестного бизнеса через технологии

нового общественного договора»

 

г. Волгодонск                                                                                                                                 4 июня 2010г.

 

Проанализировав уровень защиты прав потребителей и развития институтов добросовестного бизнеса на Юге России  конференция констатирует:

 

      Комплексный подход к вопросам защиты прав потребителей и поддержке добросовестного бизнеса  всеми ветвями Южно-Российской системы защиты прав потребителей, которую образуют территориальные органы Роспотребнадзора, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей, а также иные заинтересованные государственные и негосударственные структуры, приведет не только к эффективной системе защиты законных прав потребителей и развитию добросовестного бизнеса и гражданских технологий, но и к снижению социальной напряженности в обществе.             

      Новым импульсом для дальнейшего поступательного движения в данном направлении должны явиться одобренные Правительством Российской Федерации мероприятия по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли   по:

-  разработке и реализации региональных программ по защите прав потребителей;

- обеспечению взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления  и общественных организаций по вопросам защиты прав потребителей;

 - организации и проведению мониторинга в сфере защиты прав потребителей в Российской Федерации.

      Успех реализации поставленных задач Правительством РФ по формированию  единой региональной и межрегиональной политики в области защиты прав потребителей можно оценить только по результатам стабилизации потребительского рынка и последующего роста объемов производства качественных и конкурентоспособных южно – российских товаров и услуг. Последнее – задача местных органов самоуправления, существенную помощь в решении которой могут оказать федеральные органы контроля и общественные объединения потребителей Юга России с использованием технологий нового общественного договора. Поскольку новый общественный договор–это очередная ступенька к устойчивому развитию регионов юга России через институты гражданского общества, при поддержке и активном участии органов местного самоуправления и федеральных органов контроля. Однако общественный договор может быть эффективным на местном уровне только в том случае, если он опирается на полное взаимопонимание между всеми группами трех секторов гражданского общества: власть - бизнес -  гражданские организации. И на примере  работы  в Волгодонске в этом можно наглядно  убедиться.

       Регионы и города Юга России в первую очередь должны быть заинтересованы в стабильной работе легального малого и среднего бизнеса – налогоплательщика.  Ключом к замкнутому кругу налогоплательщика (предприятия) – налоги – бюджет – зарплата – экономический рост должна стать соответствующая политика руководства регионов, городов по реализации целевых программ защиты прав потребителей и поддержки малого и среднего бизнеса и инвестиционных проектов, что особенно важно в кризисный период.

Очень важным начинанием является внедрение Федерацией обществ потребителей Южного региона Сертификатов высокой потребительской оценки и Знаков общественного доверия. А создание Клуба добросовестного бизнеса привело к появлению стимула для многих фирм улучшать качество продукции, обслуживания в своих фирмах, стремиться завоевать признание общественных организаций потребителей и широкого круга потребителей. Публичное вручение Сертификатов высокой потребительской оценки и Знаков  качества, закрепление соответствующих вывесок на фасадах организаций, выдача рекомендаций для вступления в члены Клуба добросовестного бизнеса   значительно поднимают престиж фирм в глазах горожан, а СМИ способствуют укреплению чувства гордости за донскую и южно-российскую продукцию и услуги.

        Положительным фактом является проведение в ряде регионов сравнительных исследований (тестирования) товаров и услуг, которые осуществляют общественные объединения потребителей. Доведение результатов такого тестирования  через СМИ позволяет ориентировать потребителей на осознанный выбор товаров и услуг южно-российских производителей.

        Стоит отметить, что на юге России  в ряде регионов в последние годы отношение  к общественным объединениям по защите прав потребителей со стороны органов местного самоуправления и федеральных органов контроля постепенно начинают переориентироваться с вопросов признания на партнерскую работу над актуальными проектами и на реализацию  программ, направленных на повышение эффективности работы в области  защиты прав потребителей через гражданские технологии.

     Вместе с тем конференция отмечает:

     

 Неисполнение решений Правительства Российской Федерации рядом региональных органов власти Юга России по принятию и реализации целевых программ по защите прав потребителей приводит к малоэффективной работе по развитию комплексной  системы защиты прав потребителей, и институтов добросовестного бизнеса, снижает должное влияние на нарушителей Закона «О  защите прав потребителей» в сфере потребительского рынка.

       Волокита с рассмотрением дел в судах, затягивание сроков их рассмотрения, необоснованное уменьшение затрат, понесенных общественными объединениями потребителей, а также неисполнение решений судов по делам, где были установлены  грубые нарушения Закона «О защите прав потребителей» приводит к тому, что общественные объединения потребителей вынуждены прибегать к крайним мерам воздействия на последних, т.е. к тем непопулярным действиям, которые будут подрывать  авторитет фирм-нарушителей. В данном случае, такими мерами являются вручение «черных конвертов», пикетирование фирм, призыв потребителей не приобретать у них продукцию и услуги, а также направлять соответствующие материалы для  их ликвидации.

        Несмотря на достаточно высокий общественный потенциал жителей Юга России, отсутствие в ЮФО комплексной работы по повышению правовой грамотности потребителей товаров и услуг приводит к созданию благополучной среды для обмана потребителей, введения их в заблуждение, нанесения им морального и материального вреда.

         К сожалению, повсеместно недооценивается значимость школьного потребительского образования – естественной возможности воспитать сознательного, грамотного потребителя, будущего производителя товаров и услуг. Такая грамотность предполагает образование в широкой сфере потребления - от услуг ЖЭКа и качества приобретенного в магазине товара до соблюдения органами власти стандартов оказания административных услуг. Эта деятельность должна базироваться на программе административной реформы, обеспеченной совместными ресурсами органов  власти и общественных  объединений. Однако курс «Основы потребительских знаний» до сих пор не получил достаточной поддержки и распространения и, к сожалению, слабо поддерживается органами власти ряда регионов ЮФО.

          В то же время весьма ограниченные финансовые возможности объединений потребителей в рамках региональных и местных программ не позволяют взять на себя информационно-издательскую и образовательную функции, что затрудняет информирование потребителей.

          Это говорит о том, что принятое постановление Правительства Российской Федерации «О поддержке общественного движения в защиту прав потребителей» №837 от 26 августа 1995 года во многих городах южного региона не выполняется, а в ряде случаев просто игнорируется. Это произошло по причине декларативного и формального характера этого постановления, а следовательно, и такого же отношения к нему ряда органов местного самоуправления и федеральных органов контроля. Конференция обществ потребителей Юга России в очередной раз подчеркивает, что нельзя оставлять потребителя одного с правом решать, какая безопасность и информация ему нужна и сколько он готов за нее заплатить, даже если предположить, что он разумный и знающий человек. Безопасность товаров и услуг для потребителя является одним из важнейших и первоочередных вопросов в проведении политики по представлению интересов и защите прав потребителей.

        Вряд ли имеет смысл проводить дополнительный контроль за производителями товаров и услуг в виде тестирования, если оно проводится под такой красивой вывеской  только ради самого тестирования. Должна быть создана самодостаточная система информирования потребителей через средства массовой информации ЮФО на всех фазах программы тестирования: планирование и определение номенклатуры товаров и услуг, участвующих в тестировании, разработка методик проведения мероприятий, заказ работ в независимых испытательных центрах, обработка результатов и приведение их к единому стилю, распространение полученной информации. В ход потребительских испытаний не должен вмешиваться ни производитель, ни продавец, ни тем более государственные органы контроля и органы местного самоуправления.

          В то же время основным критерием эффективности системы защиты прав потребителей следует считать возможность быстрого и эффективного разрешения потребительских проблем, причем административное или судебное вмешательство должно быть скорее исключением, чем правилом.

Основной целью потребительской политики должно стать повышение способности потребителей самостоятельно решать возникающие проблемы. Исходя из этого, следует перевернуть представления об основных и дополнительных способах защиты прав потребителей. Так, развитие уже в школе навыков грамотного потребительского поведения более эффективно, чем информирование уже взрослых людей об их потребительских правах, а разрешение споров между потребителем и продавцом на основе посредничества лучше, чем административное или судебное преследование.

          Организации саморегулирования бизнеса являются одним из элементов системы защиты прав потребителей. Необходимо поддерживать и развивать те организации бизнеса, которые реально направлены на налаживание диалога с потребителями, вырабатывают и используют процедуры внесудебного урегулирования споров.

Введение бизнесом системы саморегулирования может служить для нас основанием для защиты потребительскими организациями общественно признанных законных прав предпринимателей наряду с правами потребителей.

       На основании выше изложенного конференция постановляет:

  

      1. Просить Правительство Российской Федерации пересмотреть свое постановление «О поддержке общественного движения в защиту прав потребителей» №837 от 26 августа 1995 года с учетом развития гражданского общества и сегодняшних реалий.

 

     2. Инициировать разработку единой концепции межрегиональной политики защиты прав потребителей и развития институтов добросовестного бизнеса с учетом создания механизмов эффективного гражданского участия через экспертный (консультативный) совет при администрации полномочного представителя Президента РФ в ЮФО.

 

     3. Совету Федерации обществ потребителей Южного региона выйти с предложением к Губернаторам ЮФО о поддержке  принятия концепции единой  межрегиональной политики в области защиты прав потребителей и развития институтов добросовестного бизнеса на Юге России, а также принятия соответствующих региональных программ в этой области, используя опыт Ростовской области. принявшей одной из первых целевую программу «Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Ростовской области на 2008-2010 гг». 

 

     4. Органам местного самоуправления, федеральным органам контроля и бизнесу шире использовать технологии нового общественного договора через круглые столы и переговорные площадки, что будет развивать полноценные отношения и способствовать налаживанию диалога с гражданскими организациями и, в первую очередь, с общественными объединениями  потребителей в городах и регионах Южного федерального округа.

 

     5. Роспотребнадзору, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, общественным объединениям потребителей, а также иным заинтересованным государственным и негосударственным структурам вести свою работу таким образом, чтобы распределить ответственность и организацию сотрудничества на всех уровнях – от местного до всероссийского.

 

     6. Совету Федерации обществ потребителей Южного региона выйти с инициативой к главам администраций городов, губернаторам областей и краев, территориальным управлениям Роспотребнадзора и их отделам,  антимонопольным территориальным управлениям и торгово-промышленным палатам с предложением о подписании соответствующих соглашений, договоров, протоколов о взаимном сотрудничестве с ФОП ЮР и местными объединениями потребителей в целях координации своей деятельности по реализации местных и региональных программ по защите прав потребителей.

 

      7. Органам местного самоуправления, федеральным органам контроля и общественным объединениям потребителей:

        - всячески поддерживать создание  организаций саморегулирования бизнеса и развивать систему качества с тем, чтобы она стала не только гордостью, но и южно-российской ценностью. Решение этих задач должно способствовать получению конкурентных преимуществ по реализации южно-российских  товаров и услуг;

         -  формировать южно-российскую идеологию, основанную на культурных ценностях народов соотвествующимх регионов, когда каждый член общества связывает свое благополучие с благополучием своего региона. Просить федеральные органы контроля и региональные органы самоуправления создать условия для проведения добровольного маркирования лучшей продукции соответствующим знаком  - «Сделано на Юге России» (произведено в соответствующем регионе);

         - считать информацию главным продуктом органов местного самоуправления, федеральных органов контроля и общественных организаций потребителей полученным в результате их деятельности, ценность которого можно оценить только после эффективного распространения его через СМИ;

          - усилить меры воздействия на продавцов и производителей товаров и услуг, реализующих опасную продукцию, с использованием имеющихся в распоряжении органов местного самоуправления, федеральных органов контроля и объединений потребителей Юга России экономических, юридических, морально-психологических и информационных технологий, для чего создать систему обеспечения защиты прав потребителей через газеты, городские стенды, радио и телевидение, а также систему информирования населения о появлении в сфере потребления товаров и услуг, которые наносят или могут нанести ущерб жизни, здоровью и имуществу граждан;

  

      8. Объединениям потребителей Юга России шире использовать механизм влияния на недобросовестных предпринимателей через вручение им «черных конвертов», передачу материалов в соответствующие органы для их ликвидации в судебном порядке. Совершенствовать систему защиты прав граждан-потребителей через согласительные комиссии как быстрого и эффективного механизма разрешения потребительских проблем, причем административное или судебное вмешательство должно быть скорее исключением, чем правилом.

     9. На базе Всероссийского центра региональных потребительских технологий, тестирования и саморегулирования бизнеса  возобновить работу школы-семинара  для специалистов, осуществляющих комплексный подход к реализации сильной потребительской политики, становления добросовестного предпринимательства, этичных отношений между бизнесом и обществом, обеспечения прав потребителей на качество и безопасность приобретаемых товаров и услуг.

      10. Поручить Совету ФОП ЮР во исполнение решения конференции инициировать проведение «круглых столов» по обозначенной теме во всех регионах ЮФО.

 

        Принято участниками конференции единогласно.