Cегодня
понедельник,
18 марта
18:26

Доклад руководителя ТУ Роспотребнадзора по Ростовской области М.Ю. Соловьева

Уже не раз сегодня мы говорим о консолидации всех структур, задействованных в системе защиты прав потребителей, об областной программе по защите прав потребителей, которая действует уже на протяжении трех лет.

Что сделало за этот период Управление Роспотребнадзора? Проведя анализ тех проверок, которые проводились в строгом соответствии с федеральным законодательством, мы увидели: несмотря на сокращение числа проверок в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в различных секторах потребительского рынка, количество выявленных нарушений увеличилось. Это говорит о многом. В первую очередь, о росте правовой грамотности сотрудников нашего Управления. С другой стороны, ограничения, введенные в ФЗ № 294, позволил некоторым недобросовестным предпринимателям допускать нарушения. Это и просрочка товаров, и включение в договор условий, ущемляющих права потребителей, и нарушение их прав на получение информации о продавце, производителе. И тогда мы решили провести в этой сфере социологические исследования, которые показали: налицо глубокий провал в знаниях не только населения, но и бизнес-структур.

Поэтому в 2009 году было разработано 11 видов памяток в различных секторах потребительского рынка с целью повышения правовой грамотности: «Предоставление услуг местной, внутризоновой и междугородной телефонной связи», «Дистанционная продажа товаров», «Памятка для участников долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», «Перевозка пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», «Для потребителей жилищно-коммунальных услуг», «Для потребителей в сфере финансовых услуг» и другие. В ближайших планах – выпуск и распространение памяток в сферах предоставления платных образовательных услуг, оказания услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомототранспортных средств, услуг автостоянок, предоставления гостиничных услуг.

Наряду с этим мы организовали семинары с представителями рынка розничной продажи товаров, общественного питания, кино-видеообслуживания, ЖКХ, совещание с банковской сферой совместно с главным управлением ЦБ по Ростовской области и другими банками, работающими в РО и в ЮФО, с предприятиями и организациями, осуществляющими деятельность в сфере туризма. Помимо семинаров, совместно с бизнесом, общественными движениями потребителей мы проводили публичные мероприятия. В Ростове – по качеству и безопасности пищевой продукции, алкоголя. В Волгодонске касались темы вхождения производителей на рынок розничной продажи товаров, барьеров и проблем, которые существуют внутри бизнеса.

С самого начала деятельности мы говорили о необходимости консолидации всех ветвей нашей региональной системы – как через областную программу по защите прав потребителей, так и через ведомственную. Но есть и другая программа – по развитию туризма в Ростовской области. И в ней, безусловно, есть немало актуальных вопросов, касающихся темы нашей сегодняшней конференции и деятельности всех заинтересованных органов.

Управление Роспотребнадзора приняло решение о создании консультативного совета по защите прав потребителей – аналог совета, который существует в центральном аппарате. Думаю, в каждом нашем территориальном отделе тоже будут созданы подобные советы. На них мы намереваемся рассматривать вопросы защиты прав потребителей в наиболее актуальных секторах потребительского рынка. И в первую очередь, рынков жилищно-коммунальных, финансовых, туристических услуг. Предполагается, что мы будем приглашать для участия в работе совета не только контролирующие органы, но непременно общественные объединения потребителей и работодателей, представителей науки и бизнес-структур. Нет никаких сомнений, что взаимодействие всех ветвей – власти, бизнеса, науки – даст положительный толчок в развитии потребительского движения и улучшения его качества на территории Ростовской области.

Говоря о взаимодействии между Управлением Роспотребнадзора и органами местного самоуправления, мы ввели в практику прохождение стажировок специалистов органов местного самоуправления, занимающихся вопросами защиты прав потребителей, в нашем ТУ. Мы постоянно взаимодействуем с общественными объединениями потребителей, по их обращениям проводим мероприятия по контролю и надзору в отношении хозяйствующих субъектов, даем заключения как государственный орган, уполномоченный по защите прав потребителей.

Сегодня мы, с учетом требований руководства страны, сокращаем проверки в отношении бизнес-структур: в 2009 году надзорных мероприятий провели всего четыре тысячи, что почти в два раза меньше, чем в 2008 году. Зато на сегодняшний день мы уделили внимание другому, не менее важному направлению. Если в 2006 году, на заре создания Роспотребнадзора как органа по защите прав потребителей, было подано всего 12 исков в суд в защиту неопределенного круга потребителей, то в 2009 году – 154 иска. За пять месяцев 2010 года - 107 исков, из которых больше половины удовлетворены, остальные находятся на рассмотрении, и всего по двум искам нам было отказано в удовлетворении требований.

Помимо подачи исков, мы используем в своей работе по недопущению на потребительский рынок области некачественных и небезопасных товаров и услуг, в целях пресечения дальнейших возможных нарушений прав потребителей такую меру как выдачу предписаний. Это дает свой положительный результат. Большинство предпринимателей стараются  устраненять нарушения, не дожидаясь крайней меры – привлечения к административной ответственности. Но мы считаем, что помимо карательных мер есть такие перспективные методы деятельности как развитие институтов добросовестного бизнеса, взаимопонимания между потребителями и предпринимательским комплексом. Наряду с этим необходимо сделать все возможное для борьбы с потребительским иждивенчеством и экстремизмом, а также изощренными нарушениями со стороны бизнес-структур. Мы должны стремиться к тому, чтобы во взаимоотношениях потребителей и предпринимательского корпуса был достигнут такой баланс, когда обе стороны находили бы решение возникших между ними споров, не обращаясь в контролирующие органы и суды.