Cегодня
вторник,
09 января
03:47

Защита прав потребителей и правовое обеспечение деятельности Роспотребнадзора

Открывая итоговое совещание,  руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко подвел итоги деятельности территориальных органов Роспотребнадзора в  сфере защиты прав потребителей и правового обеспечения в 2010 году, а также определил основные задачи и  приоритетные направления соответствующей деятельности территориальных органов Роспотребнадзора  в  2011 году.

В Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 31 марта 2011 года состоялось итоговое совещание «О результатах  деятельности территориальных органов Роспотребнадзора  в  сфере  защиты  прав потребителей и правового обеспечения в 2010 году и  задачах на 2011 год».

В работе совещании приняла  участие Н.С. Головкова, сопредседатель Союза потребителей Российской Федерации. 

Открывая итоговое совещание,  руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко подвел итоги деятельности территориальных органов Роспотребнадзора в  сфере защиты прав потребителей и правового обеспечения в 2010 году, а также определил основные задачи и  приоритетные направления соответствующей деятельности территориальных органов Роспотребнадзора  в  2011 году.

В первый день итогового совещания  были заслушаны выступления представителей территориальных органов Роспотребнадзора об актуальных проблемах защиты прав потребителей.

В частности, в таких проблемных сферах потребительских правоотношений, как жилищно-коммунальное хозяйство, финансовые услуги. Были обсуждены вопросы практики и проблемы применения норм КоАП, регулирующих порядок проведения административных расследований по делам об административных правонарушениях, посягающих на права потребителей.  Выступающие привели примеры судебной практики, поделились опытом совершенствования взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, государственной власти субъектов Российской Федерации и общественных объединений потребителей по защите прав потребителей.

Итоговое совещание продолжило свою работу 1 апреля 2011 года. В  этот день  участники совещания обсудили вопросы правового обеспечения деятельности Роспотребнадзора.

Источник Роспотребнадзор

 

Выступление Н.Головковой на совещании в Роспотребнадзоре 31 марта 2011 г.

ПОЧЕМУ ИТОГИ НЕ РАДУЮТ?

Союз потребителей России, объединяющий свыше 100 реально работающих общественных потребительских организаций, подвел итоги своей деятельности в минувшем году.

Силами наших организаций:

- было проконсультировано - свыше 400 тысяч потребителей, чьи права были нарушены, из них более 310 тысяч консультаций было проведено бесплатно.

- составлено претензий – 34 тысячи, из них 16 тыс. бесплатно

- для потребителей  были организованы свыше 13 тысяч экспертиз качества товаров и услуг.

- разрешено конфликтов в досудебном порядке – 25 800.

- составлено исковых 4 600.

Сумма возмещенного ущерба потребителям, обратившимся в наши общества, составляет 468 млн. рублей, в том числе по решениям суда – 278 млн.  В 2010 году наши объединения вели 2 329 дел, из них завершены 1 976 в т.ч. в пользу истца 1 861. Это составляет 94%, что говорит о достаточно высокой эффективности помощи потребителям общественными объединениями.

Однако другая цифра нас совсем не радует: из 1861 выигранного дела,  судебные решения исполнены только по  1051.   810 вступивших в законную силу решений в пользу потребителей зависли, не исполнены, то есть  более 40 % !  А это уже сказывается и еще скажется на активности наших граждан в защите своих прав. Если, пройдя все судебные мытарства, имея на руках судебное решение, люди не могут добиться  справедливости, о каком авторитете судебной власти можно говорить!

С чем обращаются граждане в общества потребителей? Более всего традиционно потребители жалуются на качество непродовольственных товаров (почти 40  процентов обращений), на нарушение сроков исполнения работ и услуг (свыше 10 процентов), на качество услуг ЖКХ (9  процентов). Однако в этом году резко выросло число обращений в связи с низким качеством именно продовольственных товаров (свыше 7% – в предыдущем году было всего 3%), а ведь, как правило, потребители с этими проблемами к нам обращаются очень редко из-за малой суммы ущерба.

Я всегда была противником того, чтобы общественные организации потребителей использовали 45 статью ЗПП как основную в своей деятельности. Но сегодня ситуация такова, что при общем сокращении контроля на потребительском рынке общественный контроль стал последним бастионом на пути  потока некачественной и опасной продукции.

И если до 2009 года количество проверок  нашими обществами  из года в год сокращалось, то в прошлом оно резко повысилось. И это вполне объяснимо и соотносится с  увеличением количества жалоб населения и на продовольственные товары, и на магазины, торгующие этими товарами.

            В прошлом году наши общества проверили  на соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания

11 471 предприятие, из них всего 233 проверки были совместные с государственными контролирующими органами – то есть всего 2%. В то время как годом ранее, например,  проверок было 9 339, а совместных из них – 774, то есть 8.3% .  Получается, что потенциал общественных объединений, который может быть задействован, остается невостребованным именно контрольными органами. Не хочется думать, что  на местах  контролирующие органы  вполне устраивает, что с них сняли бремя проверок, ограничив их плановыми.

Может быть, именно из-за резкого сокращения государственного контроля по результатам общественных проверок мы видим рост практически по всем нарушениям. А их было выявлено свыше 21 тысячи.

Они достаточно типичны: это отсутствие или недостоверность информации о товаре (включая отсутствие сертификатов) – свыше 40% нарушений, ненадлежащее качество товаров – 15 % нарушений. Особенно резко в минувшем году  выросло число нарушений, связанных с поведением обслуживающего персонала (12 % против 3% в предыдущем году) , а также обвесом и обсчетом (10% нарушений против 4% ранее).  

Обычно, когда к нам обращаются с претензиями на продовольственные магазины (нарушение сроков реализации, в продаже обнаружилась испорченная продукция, или тот же обсчет, обвес) мы отсылаем в Роспотребнадзор – даем телефоны, адреса, объясняем, что надо писать жалобы, иначе ничего не изменится. Хотя и понимаем:   скорее всего люди писать не будут, а если и напишут, вряд ли это будет эффективно, т.к. у сотрудников Роспотребнадзора практически связаны руки по внеплановым проверкам.

В этой ситуации  нам бы консолидировать усилия общественности и органов государственного контроля, вместо этого все чаще в регионах мы друг друга не понимаем и не поддерживаем.

Очень показательно в этом смысле  то, как  в нашей стране отмечался Всемирный день потребителей 15 марта.  В большинстве случаев Роспотребнадзор проводил свои мероприятия, общества потребителей – свои. И отчитывался каждый перед СМИ наособицу.  Вроде бы делаем общее дело, чего же одеяло тянуть на себя: фронт работ такой, что всем хватит и надолго.

Кстати, в ежегодном опросе, проводимом Союзом потребителей России, есть  такая графа: как вы оцениваете взаимодействие с  властными органами. Так вот, региональные управления Роспотребнадзора. по 5-балльной шкале получили в среднем оценку 3,6 балла и хотя этот уровень взаимодействия был потребительскими организациями оценен выше, чем с   органами прокуратуры, МВД, местной администрацией, то, что он не дотянул даже до 4, говорит о том, что не везде на местах сотрудничество государственных и общественных защитников прав потребителей находится на высоте. В то же время можно привести примеры и отличного взаимодействия: так, по максимуму оценили сотрудничество с местными органами Роспотребнадзора наши организации в Архангельске, Волгодонске, Великом Новгороде, Омске,  Улан-Удэ и некоторых других регионах.

Как видим, потенциал у нас есть, нужно только желание его использовать на благо потребителей.

Источник СП РФ